Изготовление и установка памятников
из гранита и мрамора в Уральске
Звоните и консультируйтесь
Ежедневно с 9:00 до 18:00
Меню

Сретение – праздник встречи с Христом в Уральске

9fj-0ZuCEAU.jpg

Что за праздник – Сретение? На этот вопрос часто можно услышать: «День, когда зима с весной встречаются». И действительно, очень удачное «совпадение»: 15 февраля на дворе еще лютует зима, но уже чувствуется скорый приход весны – по яркому солнцу, по оживленным птичьим голосам и редким оттепелям. Но на самом деле этот праздник несет в себе более глубокий духовный смысл. Ведь церковнославянское «сърѣтение» переводится не иначе как «встреча» - встреча с Христом.

Встреча Ветхого и Нового Заветов

Удивительно, но в календаре есть вполне определенный день, когда Ветхий и Новый Заветы встречаются. Согласно описаниям евангелиста Луки, эта встреча произошла 40 дней спустя после Рождества Христова. Святое Семейство – Мария и Иосиф прибывают из Вифлеема в Иерусалим и с Младенцем Христом на руках переступают порог Иерусалимского храма. 

Тут необходимо сделать небольшое пояснение. В те времена иудеи придерживались особых традиций, связанных с появлением на свет детей. Сорок дней после родов женщина не имела права посещать Иерусалимский храм (если рождалась девочка, еще дольше – восемьдесят). По истечение этого срока женщина приносила в Храм очистительную жертву - жертву всесожжения (молодого ягненка) и жертву во оставление грехов (голубку). Если семья была небогата, люди приносили еще одну голубку. Кроме того, если первым в семье рождался мальчик, на 40-й день родители приносили его в Храм для обряда посвящения Богу. Этот закон был установлен иудеями в память исхода евреев из Египта и освобождения от четырехвекового рабства. Поэтому в тот памятный день, несмотря на то, что Иисус Христос был рожден в результате непорочного зачатия, в Иерусалимский храм Мария принесла двух голубок как дань уважения перед законом, и принесла в Храм Младенца. 

После совершения обряда к Святому Семейству подошел древний старик и, взяв Младенца на руки, радостно произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Это был праведник Симеон - один из ученых мужей, переводивших с еврейского языка на греческий текст Священного Писания. В день встречи с Младенцем Иисусом Симеону было большее 300 лет. 

Само собой, не каждый доживал до такой глубокой старости. Но Симеон ждал особенного дня, когда увидит Христа. Много лет назад, переводя книгу пророка Исаии, он увидел в тексте слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Ученый собирался исправить слово «Дева» на слово «Жена», поскольку противоречие было налицо – дева, то есть девственница, не может родить… Но Ангел, явившийся праведнику, запретил менять слово и пообещал, что Симеон не умрет, пока сам не убедится в правдивости пророчества. В день появления в Храме Девы Марии с Младенцем на руках сам Святой Дух привел старца на встречу с Христом.

Согласно преданию, праведник Симеон принял из рук Богородицы Младенца и произнес пророческие слова: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2: 34–35).Так и произошло: гвозди и копье, пронзившие тело Спасителя, невыносимой болью прошли через сердце Матери. 

После этой встречи Симеон завершает свою земную жизнь, а весь Ветхий Завет, все неискупленное человечество, как написал потом святитель Феофан Затворник, в лице Симеона с миром отходит в вечность, уступая место христианству. 

В этот же день в Храме происходит еще одна встреча. Анна Пророчица – так называли 84-летнюю вдовицу, дочь Фануилову, которая постом и молитвой служила Богу день и ночь (Лк 2:37–38), - подошла к Богородице и поклонилась новорожденному Иисусу. Выйдя из Храма, праведница понесла в мир новость о пришествии Спасителя. Симеон и Анна были последними праведниками уходящего Ветхого Завета, и именно они удостоились встретить в храме Христа, в котором соединились божество и человечество, - Носителя Нового Завета.

img_4142.jpg

Обычаи и традиции

Праздник Сретения – двунадесятый праздник, один из древнейших для христиан. Если в этот день прийти на праздничную службу, можно увидеть или белые, или голубые облачения священнослужителей. В традиции церкви белый цвет – символ Божественного света, а Сретение – праздник Господский, то есть посвященный Господу Иисусу Христу. Однако в первые века христианства праздник считался Богородичным, и в этот день чествовали Богородицу: отсюда и голубой цвет одежд священнослужителей – символ чистоты Богородицы. Но невзирая на цвет облачений, до сих пор обращения к Богоматери в церковных текстах, посвященных Сретению, занимают центральное место. 

А еще в праздник Сретения Господня существует особая богослужебная традиция освящения ритуальных свечей. Свечи освящают в храмах  перед началом Божественной Литургии на амвоне перед Царскими Вратами, а затем раздают верующим. Этот обычай пришел в Православную церковь из католичества. В 1646 году киевский митрополит Петр Могила издал требник на церковнославянском языке, в котором подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. К слову, таким образом Римская Церковь пыталась отвлечь прихожан от языческих праздников, связанных с почитанием огня. И описанный в этой богослужебной книге чин прочно укоренился в церковных обрядах и традициях. Освященные в Сретение свечи люди берут домой и бережно хранят их, зажигая во время домашней молитвы.

Посмотрите полный календарь православных праздников на 2024 год

Отправьте заявку сейчас
и получите сертификат 2000₽ в подарок на гравировку!